Мир оккультного.
Парапсихология
Джош Макдауэлл
Парапсихология — это современная отрасль науки либо оккультизма — в зависимости от того‚ кто к ней обращается‚ Ее цель — поставить на строго научную почву целый ряд сверхприродных явлений‚ традиционно относимых к оккультным‚ парапсихология пытается придать научную респектабельность тому‚ что до сих пор не принимали всерьез.
«В 1960–х годах парапсихология одержала значительную победу в своей 90–летней борьбе за научное признание. 30 декабря 1969 года Парапсихологическая ассоциация была официально принята в качестие члена – филиала в наиболее престижную организацию американских ученых — Американскую ассоциацию за прогресс науки (American Association for the Advancement of Science)... Впервые за всю свою непростую историю парапсихология была признана в качестве полноправного научного направления. Теперь парапсихологи могли представлять свои работы на суд научной общественности без страха быть осмеянными и отвергнутыми только по причине их предмета исследований».
Необходимость научных исследований в этой области не подлежит сомнению. Однако‚ подходя к парапсихологии как к науке‚ следует найти самое корректное объяснение всем данным и выяснить‚ идет ли в данном случае речь об обмане‚ оккультных явлениях или о действительно паранормальном опыте.
«Это была сдержанная интеллигентная девушка со Среднего Юга‚ она пришла в Дьюк‚ намереваясь вести религиозную работу: в методистской церкви своего родного города она была «местным проповедником» и часто выходила на кафедру. В университете она занялась целым рядом наук и во многом утратила свою прежнюю некритичную веру. Она оставила мысль включиться в религиозную деятельность и впала в какой–то мрачный агностицизм.
Смит предлагает довольно интересное объяснение перемены‚ происшедшей с этой женщиной‚ утрату христианской веры и возникновение «парапсихологической веры» он комментирует следующим образом:
«Мне кажется‚ что ее история типична для миллионов номинальных христиан в наши дни. Ее вера пошатнулась вследствие овладения научным методом (хотя пошатнулась она и от многих других причин) – такое развитие не пошло на пользу очень многим людям. Однако нужно овладеть научным методом – достижения науки слишком велики для того‚ чтобы их игнорировать.
Ученые обычно согласны с тем‚ что одни и те же явления можно рассматривать и как оккультные‚ и как парапсиxологические. Однако многие из них отвергают библейское толкование таких явлений‚ считая их демоническими. Нередко новая наука парапсихология дискредитирует библейскую интерпретацию фактов.
«Второзаконнический запрет (Втор 18:9—12) часто рассматривается суеверными‚ невежественными и боязливым людьми как причина для противодействия подлинно научным исследованиям психики‚ которые ведут ученые-xристиане. В прошлом невинные люди преследовались как колдуны и ведьмы или одержимые дьяволом. Других же‚ тех‚ кто верил‚ что его силы священного происхождения‚ мучили до смерти.
Хотя и верно‚ что в прошлом обвиняли невинных людей (вспомним о процессе «салемских колдуний»)‚ было бы логической ошибкой заключить‚ что историческая интерпретация христианами указанного фрагмента Св. Писания неверна; на самом деле и история‚ и собственно интерпретация Библии свидетельствуют в пользу их позиции.
Одним из наиболее широко известных направлений парапсихологии было до настоящего времени экстрасенсорное восприятие. Какое–то научное или «паранормальное» обоснование получило и относящееся к сверхъестественным явлениям традиционное ведовство.
Однако многие новые сообщества ведьм и колдунов избегают слова «сверхъестественное» и предпочитают говорить о «сверхнормальных» или «паранормальных» явлениях. Законы магии рассматриваются как реальные‚ находящиеся в сфере компетенции современной науки‚ но ударение при этом делается на прагматическом знании и практическом использовании магических законов‚ а не на их научном анализе и оценке. Можно сказать‚ что в этом смысле происходит некая секуляризация магии и приспособление ее к современному научному‚ натуралистическому мировоззрению‚ Так‚ то‚ что раньше описывалось в литературе по оккультизму как сверхъестественные психические силы‚ теперь становится примером экстрасенсорного восприятия‚ который можно потенциально воспроизвести и исследовать в лаборатории психолога».
В книге «Парапсихология и природа жизни» Джон Рендалл пишет:
В большинстве случаев одним из результатов парапсихологических исследований становится снижение мотивации к изучению Библии. Действительно‚ паранормальное и сверхприродное в них часто рассматривается совершенно изолированно от библейского основания. В интересном предисловии к книге «Религия и новая психология» Олсон Смит рассказывает историю молодой женщины‚ которую он встретил во время проведения
парапсихологических исследований в университете Дьюка (Duke University):
В ходе своей работы в области психологии она открыла для себя парапсихологию – «рискованный выход за пределы психологии»‚– которой посвящена эта книга. То была наука‚ куда она вложила всю свою душу‚ ибо в ней шла речь о том же самом духовном мире‚ о тех же самых духовных силах‚ что и в ее прежней‚ некритичной вере: в других терминах‚ другими методами — но это было то же самое. Эмоциональный вакуум‚ возникший в результате утраты религиозной веры‚ был заполнен: ее новая вера (хотя не думаю‚ чтобы она это так называла) удовлетворяла ее и интеллектуально и эмоционально. Ее работа в лаборатории
парапсихологии стала для нее своего рода религиозным служением».
Значение парапсихологии для этих миллионов состоит в том‚ что теперь она
пользуется научными методами и‚ скорее‚ ведет людей в направлении к духовному
миру‚ нежели уводит от него».
Например‚ в книге «Жизнь‚ смерть и психические исследования» авторы ставят под сомнение библейские предостережения против «чародеев» и «вызывающих духов»‚ которые содержатся во Второзаконии. Они считают‚ что этот фрагмент не запрещает использовать психические (демонические) дарования вообще‚ но что это запрещение было лишь историческим и традиционалистским толкованием церкви современная же интерпретация дает библейскую санкцию на некоторые по сути дела‚ на все типы паранормальных проявлений.
Например:
Такое отношение сохраняется до сих пор. Тем‚ кто стремится проявить свои психические дарования‚ угрожают Божьим проклятием. Христианам‚ которые
углубляются в исследования паранормального‚ напоминают‚ что это противоречит
учению Библии‚ и запрещают «ввязываться» в эти дела».
Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) сегодня весьма популярно‚ ЭСВ означает узнавание чего–либо без посредства органов чувств.
Линн Уолкер пишет об ЭСВ:
«Экстрасенсорное восприятие — термин‚ обозначающий способность познавать что бы то ни было без помощи органов чувств. Оно включает провидение (precognition)‚ которое иногда называется «ЭСВ будущего»: телепатию – передачу мыслей человека без участия органов чувств: ясновидение – знание об объектах или событиях вне сенсорной связи с ними».
ЭСВ — одна из обширных областей парапсиxологии. Другая такая область — «психические исследования»:
«Систематическое научное изучение природы‚ фактов и причин медиумистических явлений».
Необходимо‚ однако‚ отметить различие между телепатией и ЭСВ. Эти два термина часто употребляются параллельно‚ но для парапсихолога они имеют разное значение.
Ментальная телепатия — одно из направлений ЭСВ‚ Действительно‚ одно из «крупных достижений» исследований ЭСВ с точки зрения парапсихологов — это установление различия между телепатией и ясновидением.
При телепатии человеку передаются мыслительные образы‚ например‚ символы или игральные карты — карты тасуются‚ и он
пытается посредством ЭСВ указать нужную.
При ясновидении делаются попытки изобразить символы без предварительного чувственного знания о них (как в случае с игральными картами)‚ это различие позволяет вновь сделать акцент на психических исследованиях. Специалисты по ним сумели дать для телепатии хирошую тсхнику тестирования‚ четко определить предмет последнего‚ а также способы выявления обмана и‚ с другой стороны‚ обнаружения оккультных влияний.
Д–р Джон Монтгомери в книге «Начальства и власти» подходит к реальностям и опыту ЭСВ иначе‚ чем большинство ученыx-евангелистов. Он считает‚ что не следует априори‚ без соответствующего исследования отбрасывать все достижения ЭСВ как проявления зла‚ На материале собственных исследований Дж‚ Монтгомери утверждает‚ что имеются определенные типы ЭСВ‚ свойственные в разной степени отдельным людям‚ которые по своей природе не связаны со злом.
Другой автор‚ Линн Уолкер в своей книге «Сверхъестественная сила и оккультный мир»‚ ссылаясь на Монтгомери‚ также придерживается нейтрального подхода и пишет‚ что признавать существование некоей силы не означает принимать зло.
По мысли Монтгомери‚ если некоторая сила нейтральна (то есть не божественного и не дьявольского происхождения) например‚ атомная энергия сама по себе не добра и не зла‚ и ее моральная ценность зависит от того кто и для чего ее использует (атомная бомба могла быть применена против нацистов‚ а атомнью электро-станции могут освещать и обогревать больницы)‚ то представляется‚ что Бог допускает лишь ограниченное использование этой силы‚ в качестве личного опыта индивидуума.
Например‚ когда человек вдруг узнает‚ что с его другом или любимым человеком может произоити несчастье а в этот момент его друг путешествует вокруг света и он не видел его и не говорил с ним уже много времени‚ и что-то действительно случается‚ то этот человек испытал какое–то сугубо индивидуальное ощущение которое в наше время может быть объяснено через ЭСВ. И этот человекмог бы начать использовать эту свою способность.
Ни этот опыт‚ ни какой–либо подобный опыт в будущем не позволяет считать такого человека‚ например пророком. Эта идея ограничевного использования не вполне согласуется с использованием других талантов‚ полученых от Бога: вообще все Божьи дары (одним из которых является ЭСВ) даются для того‚ чтобы их использовать‚ Здесь же наоборот‚ Бог налагает не совсем понятные ограничения на использование.
Относительно ЭСВ и провидческой способности Дж. Монтгомери отмечает:
«Здесь мы со всей очевидностью сталкиваемся с психической способностью (аналогичной необычно острому зрению), которая позже позволяет определенным людям видеть сквозь пелену времени, отделяющую будущее от прошлого...
Если провидческая способность используется как основание для чрезмерных притязаний в интересах ее обладателя - когда, например, человек, обладающий ею, считает себя (или позволяет это другим) провидцем;, который может вещать о смысле бытия и путях Вселенной, то тогда эта способность становится опасным качеством. Более того в этом случае он открывает шлюзы своей психики для сверхъестественных воздействий негативного плана».
В ходе своих исследований Монтгомери провел ряд важных экспериментов‚ которые дали достоверные результаты.
«Если у Сатаны нет власти сотворить дарования человека‚ то именно Бог создал человека со всеми его способностями и талантами: поэтому знание о событиях и мыслях без посредства органов чувств‚ способность к ЭСВ — от Бога‚ как некоторые люди обладают‚ например‚ музыкальным даром‚ а другие нет или в меньшей степени‚ так люди обладают и даром ЭСВ — некоторые большим‚ другие меньшим‚ третьи не обладают совсем... Признавать такую способность не означает признавать ее злую природу. С другой стороны‚ это не означает‚ что способность к ЭСВ не может быть употреблена во зло».
Обрисовывая сложившуюся ситуацию. Линн Уолкер делает вывод‚ что почти все формы паранормальной активности не имеют отношения к Богу Библии.
«Мы можем заключить‚ что‚ если человек под прямым воздействием Сатаны использует данный Богом талант для распространения религиозных лжеучений (Кол 2:8—10; 2 Кор 11:3—4), для соблазна «делами плоти» (Гал 5: 19—21), для самовосхваления как посланца Бога (Кол 2:18; 2 Кор 10:18), для отрицания Бога Библии (2 Пет 2:1). для сознательного проникновения за поставленные Самим Богом границы (Втор 29:29), то такой человек становится орудием Сатаны‚ инструментом сверхъестественного зла‚ Гадание‚ прорицание в его многочисленных формах и все сегодняшние претензии на откровение от Бога также вдохновлены Сатаной».
Итак‚ за исключением приведенных выше особых случаев‚ у человека нет оснований прибегать к парапсихологии. Эта новая дисциплина не ведет людей к Богу и открывает двери силам тьмы.
В цитировавшейся выше книге «Сверхъестественная сила и оккультный мир» Л. Уолкер так объясняет свой выбор: